Реализация идеи инклюзивного образования — одно из приоритетных направлений развития национальной системы образования Республики Беларусь. В основе инклюзии лежит механизм «включения» ребёнка с особенностями психофизического развития (ОПФР) в общеобразовательную среду, что впоследствии обеспечит его интеграцию в общество. Инклюзивное образование призвано решить не только проблему повышения социального статуса и защищенности детей с ОПФР, но и создать наиболее безопасные и комфортные условия обучения и развития.
Инклюзивное образование начинается с формирования инклюзивной культуры, которая характеризуется принятием и разделением всеми субъектами образовательного процесса (педагогами, учениками, воспитанниками, родителями, администрацией школы, детского сада) инклюзивных ценностей, а также «созданием безопасного терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой для общих достижений».
Все чаще мы слышим слова «инклюзия» «инклюзивность», читаем про открытое и дружелюбное общество для всех.
Инклюзивными могу быть образование, виды спорта, мастер-классы, пространства и т.д.
Что же такое инклюзия?
Инклюзия-это процесс реального включения в активную жизнь социума людей имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.
В Республике Беларусь толерантно относятся как к представителям различных культур, так и к людям с ограниченными возможностями.
Понятие «инклюзия» с каждым годом все прочнее внедряется в нашу повседневную жизнь. Одна из сфер, где инклюзия имеет важнейшее значение –образование.
Инклюзивное образование (ИО) –это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, это гибкая система, где учитываются потребности каждого ребенка, не только с проблемами развития, но и тех, кто принадлежит к той или иной этнической, культурной социальной, возрастной группе.
Инклюзивное образование включает в себя три аспекта:
-разработку инклюзивной политики;
-развитие инклюзивной практики;
-создание инклюзивной культуры.
Все начинается с детского сада….
Инклюзивная культура (ИК)–это уровень развития общества, выражающийся в толерантном, гуманном, терпимом, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений.
Неотъемлемой частью социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями является формирование инклюзивной культуры в учреждении дошкольного образования у всех участниками образовательного процесса, в том числе и у самих дошкольников.
В ГУО «Детский сад №6 «Родничок» г.Заславля для формирования ИК проводится соответствующая работа со всеми участники образовательного процесса.
Педагоги проводят с воспитанниками тематические занятия, игры-направленные на формирование ИК. Ведется информационно-просветительская работа с законными представителями о важности и необходимости формирования ИК в семье.
Полезная информация:
«Родительский клуб»
«Полезные книги»
«Фильмы»
Реальные истории и события