Работу с дошкольниками по правовому воспитанию можно разделить на 3 этапа
I этап. Младший дошкольный возраст.
Подготовка к правовому образованию.
Формируем представления детей о нормах поведения в коллективе, развиваем умения устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
II этап. Средний дошкольный возраст.
Продолжаем работать по развитию коммуникативных способностей детей и формированию
нравственных норм поведения, умению оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.
III этап. Старший дошкольный возраст.
Именно на этом этапе происходит формирование правовой культуры на основе знаний основных прав, можно познакомить с понятиями «право» и «документ».
Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания следующие группы прав:
1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей).
2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг).
3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов).
________________________________________________________________________________
Для реализации этих задач используются традиционные формы:
игровые методы, театрализованная деятельность с использованием сказочных персонажей, чтение художественных произведений с последующим их обсуждением;
создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них;
рассматривание картин о жизни детей в разных странах;
беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений,
выставки детских работ.
Широко используется метод решения проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в ....
Виды игр используемые в работе по формированию правовой
культуры дошкольников:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные и игры-драматизации;
- дидактические игры;
- развивающие игры;
- речевые и словесные игры;
- подвижные игры;
- игры-тренинги и упражнения на развития эмоциональной сферы;
- игры на развитие коммуникативных умений и навыков;
- игровые комплексы.
Дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"
Вместе с детьми можно решать следующие задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях?
Со старшими дошкольниками проводятся беседы, викторины, где они являются активными думающими участниками, на примере различных поступков человека могут объяснить, поступает он плохо или хорошо, каковы их представления о том, как должен действовать гражданин правового государства.
Хорошо зарекомендовал себя метод проекта.
Например, могут быть проекты на следующие темы: "1 июня - день защиты детей", "Маленьким детям - большие права", "От кого нас защищают?", "Мы имеем право" и т.д.
раскрыть » / « свернуть