Консультация для родителей
«О развитии музыкального слуха дошкольников»
Умение петь или играть на каком-либо инструменте всегда вызывает интерес окружающих. Человеку, в жизни которого есть музыка, никогда не будет одиноко и скучно.
Музыкальное образование у нас, к сожалению, не всеобщее. Для того, чтобы поступить в музыкальную школу, необходимо пройти испытание на музыкальный слух.
Существует мнение, что музыкальный слух есть у всех детей. Однако далеко не все дети могут чисто и правильно пропеть даже простую песенку. Часто не получается потому, что ребёнок не владеет своим голосом, он слышит, старается, но ничего не выходит для развития музыкального слуха необходимо воспитывать умение слушать и слышать. Пению, слушанию музыки надо учить так же, как учат ребёнка говорить.
С первых дней своей жизни ребёнок слышит человеческую речь, воспринимает её, начинает говорить, подражая тому, что слышит. А что получается с музыкой, пением? Много ли ребёнок слышит хорошей музыки, слушают ли дома взрослые классику, является ли музыка их жизненной необходимостью?
Если в раннем детстве малыш слушает хорошую музыку, красивое, чистое пение, то это войдёт в его жизнь естественным образом.
Он будет слушать, и петь сам, надо только подтолкнуть его к этому во время игры. Учиться, играя, интересно всем, даже взрослым, что уж говорить о детях.
Играя в солдатиков, можно одновременно послушать пьесу П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома». Пусть ребёнок услышит в ней марширующих солдат, сражение, возвращение с победой. Предложите ему нарисовать то, что он услышал в музыке.
В «Детском альбоме» 24 пьесы, 24 эпизода из жизни ребёнка ("Игра в лошадки", "Нянина сказка",). Три пьесы: "Болезнь куклы", "Похороны куклы", "Новая кукла", - расскажут трогательную историю куклы, которую однажды забыли под дождём; она была тряпичной, поэтому промокла и заболела. Бедная девочка так огорчилась, что пришлось подарить ей новую куклу.
Слушая музыку вместе с детьми, мы раскрываем им мир звуков. И чем раньше начнём знакомить малышей с музыкой, тем лучше.
Ребёнок, у которого много звуковых впечатлений, легче научится петь. Конечно, хорошо, когда малыш слышит красивое, чистое пение. Подражая ему, он сам начнёт петь. Но не всегда бывает так. У некоторых детей музыкальный слух развивается очень медленно, и от взрослых, желающих помочь своим детям, требуется большое терпение и последовательные действия.
Сначала научим малыша петь простые песенки на одном повторяющемся звуке. Песенку придумаем сами - возьмём любимые стихи и распоём их. Повторим песенку много раз (это очень важно для того, чтобы она хорошо запомнилась). Песенку может петь и птичка, и мишка, и кукла Маша (так дети узнают о высоких, низких, средних звуках). Когда ребёнок научится петь простую мелодию, повторяя один и тот же звук, можно показать песенку посложнее - из двух звуков. Покажем ребёнку два колокольчика, один побольше - звук пониже, другой поменьше - звук повыше. Песенка колокольчиков состоит из двух звуков:
Динь - дон, динь - дон,
Загорелся Кошкин дом.
Вот так от простых песенок, постепенно - к более сложным, обязательно повторяя первые простые песенки, но повторяя не скучно, не однообразно, а каждый раз как бы по- новому. Например, к старой мелодии придумаем новые слова. Для песенок выбирайте яркие, легко запоминающие стихи.
Очень важно придумывать вместе с ребёнком и слова и мелодию. Пусть первую песенку почти всю сочинил папа, но в следующий раз малыш попробует сделать всё сам. Радуйтесь успехам «маленького композитора» - и не жалейте похвал. Для развития музыкального слуха необходимо и воспитание чувства ритма.
Далеко не все дети могут правильно выдержать длительности в песенке, прохлопать в ладошки какой-нибудь ритмический рисунок. Простучим в ладошки «Динь-дон». Нам, взрослым, кажется, что это простое дело, но не для детей, особенно маленьких.
Воспитание чувства ритма также должно быть последовательным. Самым маленьким необходимо научиться повторять ровные, одинаковой длительности хлопки, запоминать их количество. Затем малышам нужно объяснить, что слова делятся на слоги. Пропойте им следующую песенку:
Та-ня
Та-неч-ка
Та-ню-шеч-ка
Говорим и хлопаем в ладоши. После того, как ребёнок это усвоит, поговорим и простучим маленькое стихотворение.
Ребёнку надо объяснить, что звуки бывают короткие и длинные, показать движением руки (короткие и длинные взмахи) или нарисовать капельки дождя: крупные и мелкие. Можно объяснить, что долгие звуки соответствуют шагу, быстрые - бегу.
Чувство ритма очень важно для музыки. Не случайно на подготовительных отделениях в музыкальных школах наряду с уроками музыкального воспитания проходят уроки ритмики, где дети через движения постигают ритмическое многообразие.
Когда начинать занятия музыкой? Это решается только с учётом развития ребёнка. Как только ребёнок будет способен сосредоточить своё внимание, и вы сами почувствуете, что ему интересно, тогда можно начинать занятия. Самое главное в музыкальных занятиях - интерес.
Ни в коем случае нельзя "давить" на ребёнка. Не получается сегодня оставьте, в следующий раз он сделает больше. Пусть встреча с музыкой приносит радость.
разгарнуць » / « згарнуць